Урманов Михаил Юрьевич

 Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ лицея №1
                                                                                                                                     
Министр МЧС Сергей Шойгу на одной из встреч с педагогами сказал жесткие, но точные слова: «Математика и литература, конечно, нужны школьнику, но зачем и кому они пригодятся, если случится трагедия из-за незнания ребенком элементарных правил поведения в чрезвычайных ситуациях.»


Творческий отчёт
«Формирование компетентности школьников в процессе               изучения ОБЖ.»

«Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.»( Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
Выбор данной темы мною не случаен, он обусловлен следующим:
Во-первых, в течение многих лет я наблюдал за поведением учащихся, оказавшихся в нестандартных ситуациях (спортивное ориентирование, «Зарница», «Орленок», «Туристическая эстафета», «Школа выживания») видел как взрослеют и мужают ученики, как появляется у них чувство уверенности в себе, желание преодолеть возникшие трудности.
Во-вторых, в эпоху новых социально-экономических условий, жесточайшей конкуренции за жизнь, необходим такой человек, который мог бы суметь реализовать свои потенциальные способности и возможности, который был бы здоров не только физически, но и нравственно, другими словами, был бы конкурентоспособен в нашем мире. Именно такие качества: инициативность, сила воли, ответственность,          высокая   духовная   нравственность, гражданственность    помогает    формировать    предмет    «Основы безопасности жизнедеятельности», который я веду.
В-третьих, сами учащиеся подтверждают необходимость заниматься самопознанием, саморазвитием, самовоспитанием по данной теме вопросами, которые они мне задают в процессе обучения и воспитания.
В-четвертых, только здоровый во всех отношениях человек может строить общество, создавать новые интеллектуальные и материальные ценности.

 Социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к вступлению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов , а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности».
Определение выпускника, владеющего компетенциями то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, -называют компетентностным подходом.
Согласно последней Концепции модернизации образования на период до 2013 года образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначается:
    для формирования компетентности человека в области безопасности жизнедеятельности, становящейся ключевой в наступающей постиндустриальной эпохе,
    для формирования нового сознания общества, необходимого для его выживания и развития в XXI веке.
    Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного ,ответственного ,творческого . инициативного, компетентного гражданина России (стратегическая проблема  РФ до 2020 года, новая цель развития образования)
      Цели введения образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» при модернизации образования значительно шире тех, которые пока решает известный всем предмет ОБЖ.
В основу моей педагогической концепции вошли вопросы модернизации Российского образования, основной задачей которой явилось обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является выполнение государственного стандарта общего образования, куда включены темы из разных областей знаний:
·                       валеологии;
·                       экологии;
·                       военной службы;
·                       гражданской обороны.
Согласно разработанной и широко одобренной Концепции развитие содержания ОБЖ в статусе образовательной области предусматривает:
§      введение в федеральный компонент содержания вопросов обеспечения национальной и глобальной безопасности при переходе человечества к устойчивому развитию, понятия о духовно-нравственном  здоровье как условии безопасности жизнедеятельности человека;
§    систематизацию и привязку всех изучаемых вопросов безопасности жизни и жизнедеятельности к обеспечению национальной безопасности как основы решения всего комплекса тесно взаимосвязанных проблем безопасности человека.
  Образовательная компетентность – следствие личностно – ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
Модель предусматривает формирование компетенции школьника в четырёх направлениях:
·                       формирование базовой компетенции, к которой относится умение использовать анализ, сопоставление, сравнение, систематизацию, принимать решения, прогнозировать, соотносить результаты действия с выдвигаемой целью;
·                       формирование личностной компетенции, которая позволяет сформировать у ребенка такие качества, как ответственность, организованность, целеустремленность;
·                       формирование социальной компетентности -  ребенок должен научиться безопасно организовывать свою жизнь, в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, уметь взаимодействовать в социуме, руководствуясь социально значимыми ценностями;
·                       формирование профессиональной компетенции, позволяющей безопасно трудиться по выбранной профессии.

1.2. Компетентность в области ОБЖ
Компетентность в области основ безопасности жизнедеятельности
Ø     заключается в понимании и способности к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и рациональному поведению в случае их возникновения.
Ø      Означает осознание личной ответственности за благополучие окружающего мира и базирующееся на нем собственное благополучие.
Ø     Опирается на систему мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, нравственных норм, научных знаний, практических умений и навыков, закладывающую основы:
  здорового образа жизни и физической культуры личности;
 рационального поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  Таким образом, компетентность в области ОБЖ соответствует базовым целям развития страны в XXI веке, способствуя обеспечению индивидуальной, национальной и глобальной безопасности при переходе цивилизации к постиндустриальной эпохе.
1.3. Основная цель и задача курса ОБЖ
При попытках охватить курсом ОБЖ как можно больше знаний, нельзя допускать, чтобы он превратился только в теоретический курс. Считаю, что ни одна существенная тема ОБЖ не может обходиться без практики. Роль практики во многих темах ОБЖ исключительна. Где практика невозможна, я провожу ролевые игры, имитации, добиваюсь цели демонстрацией действий на экране телевизора, компьютера. Активная роль учащегося в овладении курсом представлена максимально, что приводит к повышению знаний. Я стою за практику как приоритет.

Основная цель: обеспечить безопасность человека, исключить причинение вреда его существованию. Необходимо учитывать, что специфика данного предмета предусматривает рассмотрение не столько самих процессов и явлений, включая механизм формирования и территориальность распространения, сколько их способность нанести вред населению, экономики. Ключевая задача:  формирование знаний о способах защиты, умении и навыков самоспасения при возникновении опасностей. Таким образом учить детей ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ  ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ      ЕЕ  ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ.
1.4. Формы и методы обучения ОБЖ
Традиционной и ведущей формой проведения уроков в старших классах является школьная лекция. Это эффективная форма при изучении нового материала, так как позволяет рассмотреть большой объем событий.  Важно, чтобы лекция не превратилась в односторонний поток информации, льющийся на учеников, который они уже через 25-30 минут перестают воспринимать.
Любая лекция значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации я стараюсь использовать слайды и  видеофильмы. Использование видеоматериалов не только украшает урок, но делает информацию более доступной, привлекательной, запоминающейся.
Не менее эффективными в работе являются методы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся:
·                        практические работы, в ходе которых учащиеся приобретают определенные навыки и умения, основанные на теоретических знаниях. В дальнейшем  они помогут учащимся преодолеть стресс при возникновении опасности в реальных условиях;
·                        экскурсия- как иллюстративный материал к разделу ВС.
·                        письменные творческие работы (доклады, рефераты, сочинения);
·                        краеведческая и поисковая деятельность;
·                        проблемно-нравственные ситуации;
·                        самостоятельная работа. Целью таких работ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации;(НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС)
Вывод:Методы обучения ОБЖ обуславливаются содержанием предмета и  обеспечивают его усвоение учащимися. Ошибка в выборе метода обучения приводит к снижению эффективности учебного процесса. Я считаю, что соответствие метода изучаемого материала - важнейшее условие качества образования.
1.5Педагогические технологии
В своей работе я активно использую современные педагогические технологии:
>      Элементы модульного обучения;
>      Здоровье сберегающие технологии;
>      Игровые  технологии;
>      Информационные технологии;
>      Проблемное обучение.

 Главным в курсе ОБЖ я считаю научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попасть в них, как выжить в условиях города и природы.
Есть знания, которые нужны каждому человеку, независимо от получаемой профессии.(Д.А.Медведев)
На своих уроках я практикую решение ситуационных задач на разных этапах.
Теория без практики - мертва и бесплодна, практика без теории - слепа и бесполезна. Это – истина, не требующая доказательств, ибо ее проверила сама жизнь.
2.1.Основы военной службы как одно из направлений ОБЖ

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования основ безопасности жизнедеятельности включает в себя и вопросы на знание основ военной службы, что также находит отражение в моей деятельности.

В работе по данному направлению я выделяю основные задачи:
1.         создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей   развитие  у  молодежи   верности   Отечеству,   государству, честному выполнению воинского долга;
2.         повышение престижа государственной и военной службы;
3.         воспитание у учащихся духовно - нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления личности к самосовершенствованию;
4.         воспитание гражданственности, коллективизма и готовности к военной службе;
5.         обучение практическим навыкам обеспечения своей безопасности и оказания помощи в условиях экстремальных ситуаций (по курсу ОБЖ).
3. Результативность в работе.
3.1. Результативность обучения по предмету.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности, выполнение требований Программы по ОБЖ, различные формы учебной и внеучебной деятельности, ежегодное выполнение Пограммы - все это дало положительные результаты.(таблица)




класс
Процент качества
Удовлетворённость
преподаванием
предмета
Средний балл по предмету
2008-2009
2009-2010
2008-2009
2009-2010
2006-2007
2007-2008
2008-2009
2009-2010
9
100%
100
1,6
1,7




10
100%
100
1,5
1,9




11
100%
100

1,8









4,59
4,69
4,83
4,85


















Учащиеся школы систематически принимают участие в районных и областных соревнованиях военно-патриотической направленности и занимают призовые места.
Внеклассную работу по ОБЖ я веду совместно с коллегами  –Зам.директора по ВР, учителями физического воспитания., классными руководителями, и это позволило нам достичь определенных результатов.
Так команды нашей школы неоднократно становились призерами таких соревнований как «Зарница», «Орленок», , «Спартакиада допризывников» и других. Наша команда пять раз побеждала в окружном и городском смотре знамённых троек
 За прошедшие 4 года учащиеся школы неоднократно занимали призовые места во всевозможных конкурсах по военно-патриотической тематике








Фестиваль допризывной молодёжи
«Зарница»
«Орленок»
Спартакиада допризывников
2005-2006
2006-2007
2006-2007
2007-2008
2008-2009
2009-2010
2006-2007
2007-2008
2008-2009
2009-2010
2006-2007
2007-2008
2008-2009
2009-2010
5-7 класс







1


2








8-9 класс



1

2

1

2

2

3

2

2



2

2
10-11 класс
2
2




2
3
2
2

1

3

2

2


Ежегодно юноши, достигшие 17-ти летнего возраста, в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе» проходят постановку на первичный воинский учет.
.За последних два года из 60 допризывника:
2009 год - 33 человек
2010 год - 27 человека
ни один не уклонился от постановки на первоначальный воинский учет, от прохождения медицинской комиссии.
За все годы моей работы в школе среди выпускников не было случаев дезертирства и самовольного оставления части.
Несомненным показателем является поступление выпускников в высшие военные учебные заведения.

Опыт моей работы был представлен на городском методическом объединении преподавателей ОБЖ, краевом семинаре заместителей директоров по воспитательной работе «Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений концепции модернизации образования», на совещании директоров школ Центрального округа по применению информационных технологий  на уроках ОБЖ.