Глушкова Мария Андреевна

МОУ ДОД СДЮШОР №2
Проблемы спортивной акробатики в 2011- 2012 учебном году.
С 1 января 2012 года планируется изменения правил соревнований для детей работающих по программе кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта.Эта наша проблема №1 на этот учебный год. До конца 2011 года действуют старые правила , а новые  в виде проекта висят на нашем сайте в интернете. Спросить у кого либо вступят ли новые правила в силу с 1 января не представляется возможным  .Вся эта неизвестность и неопределённость психологически сильно давит как на преподавателя , так и на детей.
Очень хотелось бы в связи с этим иметь на базе врачебно-физкультурного диспансера штатного спортивного психолога. Многие дети нуждаются в квалифицированной помощи такого специалиста. Часто ребёнок готовый на 100% к соревнованиям , выходя на ковёр делает грубые ошибки , которые не вылазили в процессе тренировок , а ребёнок не вошедший до конца в спортивную форму выступает просто блестяще. Странности предстартовых реакций должен выяснять спортивный психолог ,но так как в городе специалиста по спортивной психологии нет его миссию выполняет тренер, который до конца не осознаёт истинной причины срыва.
Самый лучший способ профилактики срывов на соревнованиях это предсоревновательные прикидки (выполнение соревновательного упражнения в условиях приближенных к соревнованиям) , а также показательные выступления при большом количестве зрителей и грандиозной ответственности.
Наша группа имеет частые выходы на показательные выступления и даже отъезд  «любимого хореографа» в Краснодар не изменили положения дел. Детям нравится чувствовать себя звёздами , срывать бурные овации. К сожалению всех детей на показательные мероприятия вывести не возможно и времени для внетренеровочных занятий почти нет. Поэтому очень  хочется ,не ставя на детях экспериментов ,обращаться за помощью к специалисту, который выберет план действий  оптимальны для конкретной личности , посоветует медикаментозные препараты не являющиеся допингом  и не влияющие на координацию движений (это очень не просто).
Ещё одна проблема  которую помог бы решить психолог -это проблема межличностных конфликтов. Наш вид спорта построен на человеческих взаимоотношениях , причём контакты надо наводить не только тренеру с воспитанниками , но и детям между собой. Особую трудность представляет  разница в возрасте между партнёрами , она может достигать 6 лет и интересы детей порой совсем не совпадают. Формируя состав необходимо учитывать психологическую совместимость детей.
В моей практики есть случай, когда ребёнку не могли подобрать партнёра на протяжении 4 лет. Лиза очень способная девочка, но своим характером за 4 года умудрилась оттолкнуть от себя  5 партнёров. Все кто с ней занимался ,говорили о конфликтности  и невыносимой тяге Лизы во всем быть командиром (что недопустимо для верхней).Я уже подумывала о смене вида спорта  и даже договорилась с отделением художественной гимнастики о том , что они примут нашего ребёнка индиго , но Лиза отказалась и очень попросила не выгонять её. Так к 10 годам она осталась одна. В этот же период один остался Саша , которому предложили Лизу в качестве партнёрши .Все в зале шутили , что он сбежит от неё через две тренировки , но состав сформировался и существует уже 2 года. В ноябре эта смешанная пара едет выполнят норматив мастеров спорта в г. Воронеж, едут дети одни , и я не боюсь что Саша не справится, каким то образом он сумел расположить к себе девочку  от которой отказались все предыдущие партнёры. Лизина конфликтность никуда не делась , но появилось доверие и уважение к партнёру , Саша в составе лидер и верхняя это понимает и принимает.
Ругань между детьми на занятия акробатикой происходит каждый день , чаще это небольшие конфликты , которые удаётся сгладить не прибегая к помощи третьих лиц , но бывают и серьёзные случаи , когда очень хотелось бы прибегнуть к помощи спортивного психолога. Чаще всего конфликты возникают по поводу внешнего вида и это ещё одна проблема нашего вида спорта. Росто – весовые показатели  зачастую становятся определяющими в успешном выступлении на соревнованиях. Оценка за артистизм  ,в которой учитывается внешний вид спортсмена составляет 1/3 всей оценки упражнения.
В наше время ребёнку очень трудно удержаться от соблазна перекусить чем-нибудь очень вкусным и очень вредным не только для фигуры , но и для здоровья вообще. Любимое место покупки «вкусняшек»-ларёк, в котором можно найти ВСЁ. Нередко  налёты на уличные «супермаркеты» приводят к отравлениям и срыву тренировочного процесса.
На занятия спортивной акробатикой  с детьми проводятся беседы о  правильном питании , но оградить  их от внешнего мира не возможно. Зачастую я вижу , как родители абсолютно добровольно покупают детям  чипсы и другие вредные вещи мотивируя это тем что от одной пачки ничего не случится. Стараемся объяснять , что и от разового применения вредных продуктов возможно развитие очень тяжёлых заболеваний. Особенно остро вопрос о внешнем виде стоит в начале года , когда дети возвращаются с летнего отдыха. В моей практике был случай  , когда                 1 сентября в назначенное время тренировки дети просто сидели в раздевалке и размышляли как бы незаметно сбежать от ростомера и весов. Вставая на весы наши девочки втягивают живот , создаётся впечатление , что ребёнок сейчас взлетит .Лишний вес сбрасывается длительной монотонной работой , часто по времени сгонка веса занимает время больше чем тренировка. Поэтому девочки нашли простой и недорогой способ сгонки веса  в аптеке. За это  в январе прошлого года  мы чуть не нарвались на допиг-контроль.
У акробатики много проблем как и в любом виде спорта , но мы стараемся решать их по мере поступления не заглядывая вперёд. Очень хотелось бы чтоб все необходимые специалисты были в нашем спортивном диспансере , и чтоб отношение к детям не равнялось на уровень зарплаты.